Форум » СОДЕРЖАНИЕ » "Вменяемая собака" » Ответить

"Вменяемая собака"

Алиса_28: "Вменяемая собака" - многие из нас пользуются этим термином, вкладывая в него более или менее одинаковый смысл. Собака, послушная хозяину, управляемая в абсолютном большинстве ситуаций, ведущая себя достаточно предсказуемо, не склонная к внезапным приступам непослушания, адекватно реагирующая на происходящее вокруг ( людей, животных, машины и т.д.), и сохраняющая при всем при этом свою неповторимую индивидуальность в поведении и реакциях - вот такую собаку мы называем "вменяемой". При этом речь идет не о дрессированной собаке, а о воспитанной - см. определения в Примечаниях. Зачем нужна именно такая собака? "Вменяемая собака" - настоящее сокровище. Она доставляет хозяину радость, не причиняя при этом неприятностей, не вызывая никаких нареканий со стороны окружающих - одним словом, не доставляя физических и моральных неудобств. Более того, в нынешнем сложном, "антисобачьи" настроенном обществе, "вменяемая собака" - единственно возможный вариант сосуществования "собачников" и "бессобачных", особенно при имеющейся высокой численности гавкающего населения городов и отсутствии законов, регулирующих отношения "человек-собака". Любая собака имеет запас энергии, которую необходимо к чему-то приложить. "Вменяемая собака" использует эту энергию исключительно в приемлемых для окружающих, "мирных" целях, работая (как, например, пристроенные "к делу" охотничьи собаки или псы, участвующие в спортивных состязаниях), выполняя как команды, так и просто забавные трюки, которым она обучена , и явно наслаждаясь своими умениями. Более того, хорошо воспитанный пес, за счет того, что его энергия находит выход, а его способности - применение, отличается завидным душевным и психическим здоровьем и уравновешенностью, он уверен в себе. Невоспитанные же особи, чьи возможности не используются, а энергия не находит выхода, частенько ведут себя в большей или меньшей степени плохо, особенно в одиночестве, капризничают, "спорят" с хозяином, причиняют неудобства, а то и покусы как своим, так и чужим людям, могут становится неуравновешенными; иногда дело доходит до неврозов, фобий, а то и прострации - а это уже настоящее заболевание. Причина - невостребованность способностей собаки и ее нерастраченная энергия. Есть и еще кое-что. Давно известно, что живое существо, от новорожденного крысенка до человеческого ребенка, испытывает не только физический голод, но и информационный, и эмоциональный. Чем лучше и чаще этот "голод" утоляется (в разумных пределах, конечно), тем более развитой и сложной становится вся система получения и обработки информации, идущей из окружающего мира. Человеческий ребенок, щенок или любой другой детеныш, которых часто берут на руки, с которыми общаются, развиваются быстрее и более полно используют заложенные природой способности, чем их собратья, лишенные постоянного поступления таких раздражителей. Существует даже специальный термин - сенсорная депривация - которым называют последствия нехватки ощущений (тактильных, визуальных, эмоциональных и т.д.) и информации. Подверженные сенсорной депривации животные (и люди в том числе) развиваются медленнее, чем их не обделенные "пищей для ума" собратья. Таким образом, собака, с младых когтей получающая воспитание (т.е. ту самую сенсорную и эмоциональную информацию), заведомо более умна и развита, чем ее собрат, не получающий воспитания. А кому ж не хочется иметь самую умную псину? Итак, с всесторонней необходимостью воспитательного процесса мы вроде бы разобрались. Как же получить это сокровище - воспитанную, "вменяемую" собаку? Естественно - воспитать самому. Вопрос только в одном - как это сделать? Попробуем бегло осветить некоторые, далеко не все, моменты этого процесса. Главное в воспитании - наш собственный подход к процессу. Речь идет не о различных школах дрессуры, а нашем внутреннем отношении к необходимости прилагать немалые усилия к воспитанию той или иной псины, осуществлять некое "насилие" над ней, поминутно задумываясь под влиянием книг и разговоров с другими собачниками: "а оно мне надо?". Здесь, к сожалению, чрезвычайно широко распространены "мифы и легенды опытных собаководов". Приходилось ли вам слышать и читать в книгах и периодике соответствующей тематики следующие постулаты (перечислены далеко не все "мифы и легенды", циркулирующие в мире любителей (а то и профессионалов) собаководства, однако этот перечень в целом отражает направленность мысли многих из нас.): Существуют породы, которые не дрессируются по определению, такова специфика их характера (например, шарпеи, таксы, чау-чау и т.д.). Старая собака не может научиться новым командам. Собаку декоративной породы не нужно обременять знаниями команд (мальтез, берущий барьеры - ха-ха). Некоторые породы не нужно дрессировать, с возрастом они сами узнают все необходимое и начинают вести себя строго определенным, необходимым для хозяина образом (например, бладхаунд и некоторые другие породы). Собака, которую много и успешно дрессируют, теряет индивидуальность в своем поведении и ведет себя как машина, строго подчиняясь командам хозяина (такое часто говорят, например, о немецких овчарках). Все умственные и физические качества собаки заложены от рождения и изменению и серьезной корректировке не поддаются. Собака выучила несколько команд (или даже сдала ОКД) - все в порядке, можно оставить ее в покое на всю оставшуюся жизнь Прогулка с собакой есть время, отведенное отправлению физиологических надобностей собаки. Любой кинолог может быть дрессировщиком. Так вот, все выжеизложенное - Н Е В Е Р Н О !!! Попытаемся так же, по пунктам, обьяснить свою точку зрения. 1. Не бывает пород собак, неспособных обучаться - это противоречит и опыту со здравым смыслом, и законам биологии. По-настоящему опытные дрессировщики уверенно утверждают - практически ЛЮБАЯ собака не только может, но и любит работать, делать то, что у нее хорошо получается, что нравится ее хозяину и вызывает у него наплыв положительных эмоций, немедленно передающихся собаке (не говоря уже о том, что любой пес любит, когда хозяин просто обращает на него внимание). Другое дело, что разный склад собачьих характеров и личностных установок требует разного подхода к обучению, комбинирования разных методик, но практически никогда этот самый "разный" подход не усложняется до уровня докторской диссертации. Т.е. он вполне исполним для каждого владельца собаки. В сложных случаях, конечно, может понадобиться совет профессионала или даже зоопсихолога, и, возможно, примерный план действий, однако ничего невыполнимого в этом нет. 2. Хотя у собак с возрастом реакция торможения начинает преобладать над реакцией возбуждения, происходит это смещение очень медленно и не достигает "критических значений", а потому, хотя обучение "пенсионеров" может занять больше времени и терпения, оно вполне возможно. Более того, "упражнение мозгов", коим и является, по сути, воспитание, повышает тонус и улучшает качество жизни собаки, продлевает активный период деятельности, а потому оно не только возможно, но и желательно. В каком-то смысле можно сказать, что строго дозированные в соответствии с физическим состоянием "уроки воспитания" могут продлить пожилой собаке срок ее активной жизни. 3. Собаки декоративных пород - активные и деятельные животные, отнюдь не жалующиеся на нехватку ума и энергии. Более того, часто они проявляют недюжинной силы характер (владельцы той-терьеров, чихуахуа и прочих "сильных, но легких", подтвердите!). Особенной энергичностью отличаются терьеры и их потомки - кто не слышал о храбрости (наглости?) йоркширских терьеров, казалось бы, способных справиться с "оппонентом" только путем перекрывания тому дыхательных путей собственным изящным тельцем. Сила их духа впечатляет. И все это духовное богатство живет на диване. Но не нужно заставлять собаку, только из-за того, что она маленькая и услаждает хозяйский взор, ограничивать этим диваном все свои устремления. Конечно, нет смысла принуждать "малышей" проходить курс защитно-караульной службы, однако адаптированный к их размерам и возможностям общий курс дрессировки реален и желателен. В крайнем случае, если хозяева уж совсем не хотят напрягаться, можно научить комнатную собачку какой-нибудь ерунде типа "змейки", "служить" и т.д. и часто это повторять - затрачивая собачью энергию и получая ту самую уже упоминавшуюся востребованность способностей и "упражнение мозгов". Более того, обучение маленькой, но норовистой собачки приносит несомненную пользу авторитету хозяина - не секрет, что эти представители "лучших друзей человека" часто имеют собственное представление о том, кто в доме (а то и на улице) хозяин. Терпеливое воспитание со щенячьего возраста исключает такого рода проблемы, а во взрослом состоянии помогает скорректировать уже сложившееся положение вещей. 4. Воспитанию и дрессировке подлежат абсолютно все породы, и ни одно животное не наследует знание всех правил поведения в окружающем мире. Собака, хотя и наследует определенные поведенческие стереотипы, большинству жизненных правил УЧИТСЯ (у собратьев и человека), используя врожденные механизмы как базу или инициатор действий. Тем более, что собака - очень развитое животное, у него очень велика роль индивидуальных решений при исполнении врожденной программы действий. Рассказать подробно о соотношении врожденного и приобретенного в поведении здесь нет возможности (хотя очень рекомендую литературу по зоопсихологии и неувядающего Конрада Лоренца), однако суть ясна - без накопления индивидуального опыта никакое животное не может нормально существовать. Для собаки индивидуальный опыт - это личные впечатления плюс воспитательные действия человека. Чем больше последнего - тем больше "информационный багаж", на основе которого собака строит свое поведение, и тем "умнее" она будет вести себя. Не зря пожилые, опытные псы, имеющие за плечами массу впечатлений, в том числе "учебных", ведут себя явно сложнее и "мудрее" молодых, наглых, сильных, но неопытных соплеменников. 5. Существует громадная разница между умной, многому обученной собакой, работающей в охотку и с удовольствием, и несчастным, замученным неумной и неуемной "воспитательной" деятельностью человека существом, боящимся не исполнить волю хозяина, но при этом не понимающим, то тому от него нужно. Зачастую последние - это "сломанные" животные, потерявшие ориентиры, выполняющие упражнения и команды хозяина под угрозой наказания, не смеющие проявить свою индивидуальность. Причина этого, повторюсь, неправильные действия человека. Помочь таким собакам, вернуть им радость жизни и удовольствие от работы, как правило, можно, но для этого нужно много времени и сил. Эти несчастные никак не могут служить образцом обученного, воспитанного животного. 6. От рождения, наследственности в личности животного зависит очень многое, но не все. На формирование собачьей личности влияют очень многие моменты. Самыми важными, часто недооцененными в "бытовой" кинологии факторами являются импринтинг, или запечатление (см. примечание), и социализация собаки. Применительно к нашей теме импринтинг имеет значение для образования правильных связей между а) человеком-хозяином и собакой, и б) собакой и ее соплеменниками. Слишком ранний отьем щенка от матери и братьев-сестер (менее чем через 25-30 дней после рождения) может привести (и иногда приводит) к формированию отношения собаки к хозяину как к родителю. В этом случае собака, во-первых, может навсегда остаться щенком "психологически", проявлять даже в зрелом возрасте черты детского поведения (инфантилизм) - например, до взрослого возраста писаться от радости или страха, а во-вторых, будет иметь проблемы в общении с соплеменниками, т.к. человек не может научить ее правильному обращению с ними (отсутствие наглядного примера в лице матери и однопометников исключает правильную социализацию). Иногда встречающееся неумение кобелей вести себя с суками и щенками часто вызвано именно этим фактором. Такая собака считает себя человеком среди людей. Другой вариант, тоже не очень симпатичный - слишком позднее переселение собаки из общества себе подобных в общество людей и отсутствие или ограниченность контакта с человеком до того. Такая собака может хорошо относиться к хозяину, но глубокой эмоциональной связи с ним не имеет (импринтинг не включает человека вообще), пребывает в значительной мере "сама по себе", не слишком хорошо обучается правилам поведения в доме, зато умеет общаться с другими собаками, ведь социализация произошла (классический пример - частые сложности со взятыми с улицы щенками и "подростками", ведь их поведение формировалось под воздействием окружающей среды и без воздействия человека). И тот, и другой вариант усложняют достижение гармонии в отношениях хозяина и его собаки, они должны обязательно учитываться будущим владельцем при приобретении щенка. Говоря простыми словами - покупая собаку, убедитесь, что щенок с момента рождения имел контакты не только с мамой и собратьями, но и с человеком. Все это в дальнейшем упростит достижение идеала - "вменяемой собаки". 7. Воспитание собаки - процесс, длящийся всю жизнь животного, заключающийся не только в изучении нового, но и в повторении и закреплении уже изученного. Энергия и способности собаки должны реализовываться постоянно. Таким образом, единожды заученная команда (или несколько) еще не делает собаку воспитанной и беспроблемной. Только регулярное применение полученных знаний и усвоение новых дает "на выходе" вменяемую собаку. 8. Следует различать выгул собаки и ее прогулку. Выгул - непосредственное отправление физиологических надобностей, занимающее пять минут или чуть больше, если вы - счастливый владелец кобеля. Но это - не единственное дело, ради которого человек с собакой выходит на прогулку. Очень важно дать собаке физическую нагрузку - походить или побегать. Однако не следует забывать и о потребности собаки в получении впечатлений и информации. Один из способов совместить все три задачи - прогулка в компании (именно прогулка, а не стояние на одном месте за разговорами). В процессе такого выгула человек волей-неволей дает собаке возможность основательно сделать все свои "дела" (а не слегка уменьшить "давление в котле"), пообщаться с друзьями-собаками и обменяться новостями, поиграть, побегать, выполнить ряд упражнений (вроде "ко мне", "рядом", "барьер", конечно же, "апорт" и т.д.) 9. В последнее время огромное количество людей предлагает свои услуги в качестве дрессировщиков, причем сразу по нескольким курсам - от ОКД до подготовки собак-проводников слепых. В качестве образования такие дрессировщики часто называют окончание курсов кинологов. Диплом об окончании кинологических курсов не делает человека дрессировщиком - говорю это как выпускница таких курсов, причем с "красным дипломом". Особо стоит заметить, что воспитание собаки начинается с воспитания владельца, и если приглашенный вами дрессировщик работает только с собакой, (а не сначала с вами, а потом уже с вами и собакой), то эффективность таких занятий сомнительна. (Конечно, в данном случае мы говорим о собаке в домашнем содержании, а не о собаке, состоящей "на службе" - типа розыскных в милиции, собак-спасателей, специалистов по поиску взрывчатки и наркотиков и т.д.) В общем, будьте бдительны. Таким образом, очевидно, что воспитание собаки требует усилий, как умственных, так и физических, но щедро окупается положительными эмоциями от общения с животным, гордости за него перед окружающими - как на выставках, так и просто на улице. Причем радость и гордость хозяина передается собаке, она еще больше старается и с еще большим удовольствием работает, тем самым еще больше радуя человека. А насколько выше уровень "престижности" такой собаки, чем у ее невоспитанных или рвущих-все-живое собратьев! Ведь купить дорогую, злобную псину может всякий, были бы деньги, а для воспитания требуется намного больше. Так же очевидно, что самые главные помехи процессу воспитания - несерьезное, дилетантское отношение человека и его безответственность. Содержание любого животного требует знаний, причем во вполне достижимых обьемах. Собственная, обоснованная, подтверждаемая и расширяемая изучением предмета точка зрения - лучшая защита от часто безграмотных, а иногда просто вредных советов и мнений со стороны. Ведь если хозяин знает историю породы и особенности строения, к примеру, того же шарпея, никто не сможет убедить его, что это бойцовая собака - ведь ни исторические данные, ни характерные особенности этой породы наличия такого прошлого не подтверждают. Требования хозяина к своей собаке должны быть разумными, и собака откликнется на них с полной отдачей, работая, радуя и радуясь сама. Прошедшие в г.Дзержинском 15 сентября в День города показательные выступления собак собрали не так уж много зрителей. Выступали кинологи из известной дивизии им. Дзержинского и местный клуб "Параллельный мир", милицейские собаки слушались и кусались по команде, "гражданские" - только слушались, хотя упражнения и программа у них были намного более сложные, что и постарался донести до зрителей комментатор. Были видно, с каким энтузиазмом работают собаки, какое удовольствие получают от процесса. Двое мальчишек, наблюдавших выступления от начала до конца, горячо обсуждали увиденное, и один из них в конце концов сказал: "И моя собака так сможет!". И это - самая лучшая реакция на показательные выступления. Возможно, скоро в городе появится еще одна "вменяемая собака". На фотографиях - участники показательных выступлений: среднеазиатская овчарка Кюртан Бархан (вл. Зубцова), немецкая овчарка Дракк (вл. Антипов), шар-пей Мона Лиза (вл. Кобзев). С блеском выступившие собаки подготовлены на учебно-дрессировочной площадке "Сириус" клубом "Параллельный мир". Такса - мой собственный Пончик, наученный мною многим элементам цирковой дрессировки под руководством Михаила Пулина. Примечания: Воспитание - целенаправленная и методическая деятельность человека по формированию темперамента и социальных норм поведения, соответствующих целям и задачам использования собаки. Дрессировка - род деятельности человека по формированию у животных поведения, необходимого в хозяйственных и иных целях. Импринтинг - буквально "впечатывание" - процесс научения, позволяющий животному усвоить на всю жизнь, какими являются его родители, соплеменники, половые партнеры. Имеет критический, или сенситивный, период - у собак примерно с третьей по восьмую недели жизни. Поведение - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Н.Волдинер, кинолог, гл. редактор Консультанты - дрессировщик Михаил Кобзев, эксперт Константин Тимофеев

Ответов - 2

Irina & Bray: Хорошая статья. Но однобокая. Говорит только о собаках с нормальной наследственной психикой.

Алиса_28: Irina & Bray пишет: Хорошая статья. Но однобокая. Говорит только о собаках с нормальной наследственной психикой Я с вами согласна ,а очень бы хотелось почитать и об отклонениях,предпочитаю знать все заранее



полная версия страницы